задания к итоговой аттестации 9 класс » Антон Макаренко атындағы орта мектебі
Жамбыл облысы әкімдігінің білім басқармасы
Тараз қаласының білім бөлімінің
"Антон Макаренко атындағы орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(726-33) 3-20-34
Есепші бөлімі:
+7(726-33) 3-20-34
Нашар көрушілер
нұсқасы
09
март
2023

задания к итоговой аттестации 9 класс

задания к итоговой аттестации 9 класс


Национальный Природный Парк "Бурабай" (Боровое) 

На севере Акмолинской области расположен прекрасный Национальный парк "Бурабай". Жемчужина Казахстана находится в горной местности, наполненной чудесами. Великолепные сосновые леса, громадные скалы, фантастические и по форме вершины, иногда напоминающие египетские пирамиды, разделены тихими озерами. Географически этот уголок носит название Кокшетауская возвышенность, а местные путеводители именуют его "Казахстанская Швейцария". 

Государственный национальный природный парк "Бурабай" создан в августе 2000 года и находится в ведении Управления делами Президента. 

Территория парка "Бурабай" входит в состав Кокшетауской степной  возвышенности. Климат резко континентальный, с жарким летом и суровой зимой.  Территории парка представлена степными, озерными, лесными, лесостепными ландшафтами .На территории парка имеются 14 озер, с площадью водной поверхности около 1 кв.км каждое, и большое количество более мелких озер. Блестят на зеленом сукне леса озера: Щучье, Боровое, Большое и Малое Чебачье, Котырколь. С гребня Кокшетау видны еще и малые озёра: Светлое, Карасье, Горное, Лебединое. Визитной карточкой Борового является Голубой залив на одноимённом озере. Речная сеть развита слабо и представлена малыми реками, ручьями и временными водотоками. 

Растительность на территории парка представлена лесным, степным, луговым, болотным и солончаковым типами, флора насчитывает около 800 видов растений. Позвоночные животные представлены 305 видами. 

Несмотря на то, что в парке нет искусственных объектов, каждая гора и скала имеет свою собственную легенду.  

Горные богатства окрестностей Бурабая открывают Вам удивительные неожиданные тайны. Среди них живописная скала Окжетпес (в переводе "недоступная стреле"), вершина которой напоминает слоненка, а поднимающаяся прямо из воды залива скала Жумбактас (в переводе "Камень-загадка") напоминает таинственного сфинкса, интересного тем, что если смотреть на него с разных точек, то можно увидеть лицо девушки с развевающимися волосами, потом женщины, и, наконец, старухи

Задание 1 


 Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом абзаце. 


  1. Замечательные,дивные…………………………………………………………………….[1] 


  1. Называют, величают …………………………………………………….……[1] 


  1. Погода, атмосфера……………….….…...…………..…..…………………..…….[1] 


  1. Подобные, похожие…………………….….…….………………,,,,,,………....[1] 


  1. Горы, утес…..….……..….………..…..….…........……[1] 

Всего: [5 баллов] 

Схема выставления баллов 

№ 

вопроса 

Ответ 

Балл 

Дополнительная информация 

великолепные

За каждый правильный ответ присваивается один балл. 

именуют

 климат

напоминающие

скалы 

Всего 



                              

Задание 2 

Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.  Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка. 


Образец: 

1.Горные богатства окрестностей Бурабая открывают вам удивительные неожиданные тайны.

Неожиданные тайны,…………………….….…..….….………………….............................[1] 

Ответ: Неожиданные тайны, открывающие вам горные богатства окрестностей Бурабая, удивительны

2.На севере Акмолинской области расположен прекрасный Национальный парк "Бурабай". 

Расположенный на севере ………..…………………………………………………………

.[1]

 3.Географически этот уголок носит название Кокшетауская возвышенность, 

  а местные путеводители именуют его "Казахстанская Швейцария".

По мнению местных путеводителей …………………………..……………………………[1]

..

4.Климат резко континентальный, с жарким летом и суровой зимой

Погода   изменчива…….……………………………………………………………………...[1]

.

5.Визитной карточкой Борового является Голубой залив на одноимённом  озере.

Являясь «Визитной карточкой» Борового,……………………………………………….. [1]


6. Несмотря на то, что в парке нет искусственных объектов, каждая гора и скала имеет свою собственную легенду

 Каждая гора и скала  …………………………………………………………………….[1]


7. Горные богатства окрестностей Бурабая открывают Вам неожиданные тайны

Неожиданные тайны… …………………………………………………………………….[1]


8.Территория парка "Бурабай" входит в состав Кокшетауской степной, лесостепной и увалисто-мелкосопочной возвышенности ….[1] 

Территория парка «Бурабай», являясь…………………………………………………[1]


9. Речная сеть развита слабо и представлена малыми реками, ручьями и временными водотоками.

Из-за слабого развития речной сети……………………………………………………….  [1]

 

10. Позвоночные животные представлены 305 видами. 

Представляется………………………………………………………………………………..[1] 



Конкретная схема выставления баллов 


№ 

вопроса 

Ответ 

Балл 

Дополнительная информация 

Неожиданные тайны, открывающие вам горные богатства окрестностей Бурабая, удивительны

Принимаются и другие верные формулировки предложений. 

Расположенный,на севере Акмолинской области, Национальный парк «Бурабай» прекрасен

По мнению местных путеводителей, Кокшетауская возвышенность  именуется Казахстанской Швейцарией.

Погода изменчива летом и зимой, так как климат резко континентальный.


Являясь «Визитной карточкой» Борового, Голубой находится на одноименном озере


Каждая гора и скала имеет свою историю, так как в парке нет искусственных объектов.

Неожиданные тайны открываются  Вам     горными богатствами Бурабая.

Территория парка «Бурабай», являясь степной, лесостепной и увалисто-мелкосопочной, входит в состав Кокшетауской возвышенности.

Из-за слабого развития речной сети,   представляется  малыми реками и временными водотоками.   

10 

Представляется  305 видов позвоночных животных.

Всего 


10 

Общая схема выставления баллов 

Грамотность     

Балл 

Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1 негрубой ошибки).  

Обучающийся с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1-2 ошибок) 

Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не 

препятствуют пониманию ответа. Допускает 3-4 пунктуационных и/или орфографических ошибок.


Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые затрудняют понимание ответа. Допускает более 4 пунктуационных и/или орфографических ошибок. 

У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа.   


Задание 3 


        Ответьте на вопросы, используя информацию текста.    Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка. 



1. Где и когда был создан   Государственный национальный природный парк "Бурабай"?

А) ………………………………………………………………………………………..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..…………………………………………………………. …[1]


2.Как представлен ландшафт парка?

А)………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………

………..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..…………… [1] 


3.Какие тайны открыли богатства «Бурабая»?

Приведите 3 примера.

1.…………………………………………………………………………………………

…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..………………. [1] 



2.…………………………………………………………………………………………

…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..………………..[1] 


3…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..….…..……….[1] 

Всего: [5+5=10 баллов] 



Конкретная схема выставления баллов 


№ 

вопроса 

Ответ 

Балл 

Дополнительная информация 

Государственный национальный природный парк "Бурабай" создан в августе 2000 года

На севере Акмолинской области расположен прекрасный Национальный парк "Бурабай". Жемчужина Казахстана находится в горной местности, наполненной чудесами. Великолепные сосновые леса, громадные скалы, фантастические и по форме вершины, иногда напоминающие египетские пирамиды, разделены тихими озерами. 



Принимаются и другие верные формулировки ответа. 

Современная структура ландшафтов территории парка представлена степными, озерными, лесными, лесостепными ландшафтами и ландшафтами низкогорий.


 Среди них живописная скала Окжетпес (в переводе "недоступная стреле"), вершина которой напоминает слоненка, а поднимающаяся прямо из воды залива скала Жумбактас (в переводе "Камень-загадка") напоминает таинственного сфинкса, интересного тем, что если смотреть на него с разных точек, то можно увидеть лицо девушки с развевающимися волосами, потом женщины, и, наконец, старухи


Принимаются и другие верные формулировки ответа. За каждое предположение даѐтся один балл. 

Всего 




Общая схема выставления баллов 

Грамотность     

Балл 

Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1 негрубой ошибки).  

Обучающийся с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1-2 ошибок) 

Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Допускает 3-4 пунктуационных и/или орфографических ошибок.

Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые затрудняют понимание ответа. Допускает более 4 пунктуационных и/или орфографических ошибок. 

У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа.