За декабрь
26.12.2022 год 9 «А» класс Ф.И._____________________________________
Первая женщина-журналист
У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.
В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.
Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества.
Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала.
В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах».
С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.
1. Сложности, с которыми столкнулась Назипа, работая журналистом
A) больше половина жителей было безграмотными
B) просвещение не интересовало людей
C) в тот период часто менялась власть
D) она столкнулась с беззаконием
E) люди не любили журналистов
2. Назипа провела юбилейный вечер, посвященный творчеству
A) Магжана Жумабаева
B) Абая Кунанбаева
C) Жамбыла Жабаева
D) Мыржакыпа Дулатова
E) Ибрая Алтынсарина
3. Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время
A) семья, воспитание детей
B) экономика страны
C) социальные отношения
D) гендерное равенство
E) политика
4. Названия редакций газет по порядку, где работала Назипа до периода разработки казахского букваря
A) «Айкап», «Сарыарка», «Енбекши казах»
B) «Знамя единства», «Казах», «Алаш»
C) «Казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин»
D) «Казах», «Сарыарка», «Алаш»
E) «Енбекши казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин»
5. Основная идея текста отражена в цитате
A) Набатному колоколу нужен смелый язык.
B) Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду.
C) Высокий стиль газетчика – это пустая болтовня о политике.
D) Газета считается культурной, если она формирует мнение своих читателей не грубой ложью.
E) Первое правило журналистики – не спорить с предрассудками читателей, а опираться на них.
6. Темы ее статей, освещенных в газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш»
A) музыка в жизни казахов, поэзия, вопросы политики
B) просвещение, скотоводство, проблема общественной жизни
C) жизнь казахских женщин, политика и общественная жизнь
D) жизнь степняков, поэзия, проблемы материнства
7. В каком году Назипа участвовала в съезде казахов Семипалатинской областии входит в правление съезда?
A) в1917 году
B) с 1903 по 1904
C) в 1902 году
D) в 1887 году
8. Находясь на какой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки?
A) На работе журналиста
B) В составе Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников
C) в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин»
D) Когда писала книги
9. Назипа любила произведения какого казахского писателя?
A) Мухтара Ауэзова
B) Паустовского
C) Чингиса Айтматова
D) Абая
10. Когда родилась журналистка Назипа?
A) 27 июля 1887 года
B) 27 июля 1923 года
C) 27 июля 1922 года
D) 27 июня 1887 года
Ответы:
1. Правильный ответ: С) в тот период часто менялась власть
2. Правильный ответ: В) Абая Кунанбаева
3.Правильный ответ: A) семья, воспитание детей
4. Правильный ответ: D) «Казах», «Сарыарка», «Алаш»
5. Правильный ответ: B) Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду.
6. Правильный ответ: C) жизнь казахских женщин, политика и общественная жизнь
7. Правильный ответ: А) в 1917 году
8. Правильный ответ: В) В составе Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников
9. Правильный ответ: D) Абая
10. Правильный ответ: A) 27 июля 1887 года