За октябрь Вариант 3 » Антон Макаренко атындағы орта мектебі
Жамбыл облысы әкімдігінің білім басқармасы
Тараз қаласының білім бөлімінің
"Антон Макаренко атындағы орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(726-33) 3-20-34
Есепші бөлімі:
+7(726-33) 3-20-34
Нашар көрушілер
нұсқасы
09
март
2023

За октябрь Вариант 3

Вариант № 3                  Ф.И.___________________________________________________ 

Прочитайте статью «Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог» и выполните задания.

Источник:  https://baribar.kz/student/23857/biografiya-i-tvorchestvo-akhmeta-baytursynova/


Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог.


            Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. 

           Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был человеком независимым и гордым, с чувством собственного достоинства, пользовался большим авторитетом у сородичей.

Храбрый и умный человек, он не мирился с произволом в казахских аулах, часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями, умел защищать интересы своих земляков.

           Судьба Ахмета  была полна лишений и трудностей. Когда мальчику было тринадцать лет, его отца осудили за избиение уездного начальника и сослали  в Сибирь. Ахмета, оставшегося беспризорным, один родственников  устроил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив  его  с большими трудностями и лишениями, он поехал в Оренбург.  После окончания училища Ахмет поступил в четырёхлетнюю учительскую школу, которая находилась в Оренбурге. Эта школа была знаменита тем, что её основал выдающийся казахский просветитель ИбрайАлтынсарин. Одарённый и настойчивый юноша, перебиваясь с хлеба на воду, в 1895 году  закончил полный  курс обучения. В течение пятнадцати лет он учительствовал в аульных и волостных школах,   в русско-казахских училищах города Кустаная, Актюбинского,  Каркаралинского уездов. В этот период он написал стихи под названием «Сеятель разума». 

           Ахмет Байтурсынов  одним из первых просветителей Казахстана осознал, что  образование принесёт народу ощутимую пользу лишь в условиях свободы и общественных перемен.  Широко известны его выступления, разоблачающие произвол местных правителей и колониальную политику царского самодержавия.

В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования. 
 
          Ахмет Байтурсынов – один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка. Феномен алфавита   Байтурсынова признан на мировом уровне. Его уникальность в том, что букв в нём меньше, чем количество звуков в языке. Для этого учёный убрал  двенадцать арабских букв, вносивших путаницу в казахский алфавит. В 1924 году реформа казахской письменности  была принята официально. (328 слов) 

Задание 1. 

 Найдите в тексте слова,  которые соответствуют данным синонимам. 

Все слова находятся в 1-3 абзацах.


А) Литератор, стихотворец         _______________________________ [1]

В) Самостоятельныйсвободный ______________________________ [1]

C) Не соглашаться, не терпеть ________________________________ [1]

D) Значившийся, слывший      _________________________________[1]

E) Нередко, не один раз         __________________________________[1]


Задание 2.

Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.


Образец: Стоящие на полке книги не прививают тягу к искусству. 

Тяга к искусству…..…………….….…..….….…………………...........................................................[1] 

Ответ: Тяга к искусству не прививается книгами, которые стоят на полке. 

1. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана.


В  истории Казахстана…

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


2. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был человеком независимым и гордым, с чувством собственного достоинства, пользовался большим авторитетом у сородичей.


Его отец Байтурсын, который считался…..

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]

3. Храбрый и умный человек, он не мирился с произволом в казахских аулах, часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями, умел защищать интересы своих земляков.


Отец Ахмета Байтурсынова был…..

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


4. Когда мальчику было тринадцать лет, его отца осудили за избиение уездного начальника и сослали  в Сибирь.


Его отец был осуждён ….

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


5.Ахмета, оставшегося беспризорным, один из родственников   устроил в Тургайское русско-казахское училище.


Беспризорный Ахмет был устроен …

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


6. После окончания училища Ахмет поступил в четырёхлетнюю учительскую школу, которая находилась в Оренбурге. 


В Оренбурге Ахмет …

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


7.Одарённый и настойчивый юноша, перебиваясь с хлеба на воду, в 1895 году закончил полный  курс обучения.


В 1895 году …

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


8.В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции.


Первым редактором ….

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


9. Ахмет Байтурсынов – один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка.


В числе основателей…

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]


10.Феномен алфавита Байтурсынова признан на мировом уровне. 


Уникальность алфавита …

_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ [1]

Всего: [10+5=15 баллов]

Задание 3             Ответьте на вопросы, не копируя длинных фраз непосредственно из текста.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.


1. Кто такой А. Байтурсынов?

____________________________________________________________________________________________________ [1]


2. Когда родился Ахмет Байтурсынов?

____________________________________________________________________________________________________ [1]


3. Почему отец   А.Байтурсынова пользовался большим авторитетом у сородичей?

____________________________________________________________________________________________________ [1]


4. Как называются ранние стихи А. Байтурсынова?

____________________________________________________________________________________________________ [1]


5. В чём уникальность алфавита Ахмета Байтурсынова?

____________________________________________________________________________________________________ [1]

Всего:[5+5=10 баллов]

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

Схема ответов (Задание 1)


Ответ

Балл

Дополнительная информация

1

Поэт

1


За каждый правильный ответ присваивается один балл.

2

Независимым 

1

3

Не мирился 

1

4

Считавшийся

1

5

Часто

1

Всего

5

Всего: [5 баллов]


Схема выставления баллов (Задание 2)


№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнитель

ная информация

1

В  истории Казахстана его имя не занимало достойного места, потому что в своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий.

1

Принимаются и другие верные формулировки предложений.






2

Его отец Байтурсын, который считался потомком народного батыра Умбетая, был 

человеком независимым и гордым, с чувством собственного достоинства, пользовался большим авторитетом у сородичей.

1

3

Отец Ахмета Байтурсынова был храбрым и умным человеком, поэтому  не мирился с произволом в казахских аулах, часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями, умел защищать интересы своих земляков

1

4

Его отец был осуждёнза избиение уездного начальника и сослан в Сибирь, когда мальчику было тринадцать лет.

1

5

Беспризорный Ахмет был устроен             одним из родственников  в Тургайское русско-казахское училище.

1

6

В Оренбурге Ахмет, после окончания училища, поступил в четырёхлетнюю учительскую школу.

1

7

В 1895 году, перебиваясь с хлеба на воду,     одарённый и настойчивый юноша закончил полный  курс обучения.

1

8

Первым редактором газеты «Казах», которая была создана по инициативе казахской интеллигенции, в 1913 году становится  А.Байтурсынов.

1

9

В числе основателей казахского алфавита, который наиболее точно передавал звуки казахского языка, был АхметБайтурсынов.

1

10

Уникальность  алфавитаБайтурсынова признана на мировом уровне.

1

Итого:   


10 

Схема  выставления баллов по грамотности

Грамотность

Балл

Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1негрубой ошибки).


5

Обучающийся  с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка.


4

Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. 

Допускает 3-4 пунктуационные и/или орфографические ошибки.



3

Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне;  допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые и затрудняют     понимание  ответа.



2

У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа.



1

Всего: [10+5=15 баллов]

Схема выставления баллов (Задание 3)


№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1

поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель.

1

Принимаются и другие верные формулировки ответов.

2

28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда.

1

3

… потому что был человеком независимым и гордым,умел защищать интересы своих земляк

1

4

«Сеятель разума».

1

5

 букв в нём меньше, чем количество звуков.

1

Всего

5



Схема  выставления баллов по грамотности


Грамотность

Балл

Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение

1 негрубой ошибки).



5

Обучающийся с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые               не                препятствуют     пониманию         ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка(возможно допущение1-2 ошибок)



4

Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Допускает 3-4 пунктуационных и/или орфографических ошибок.




3

Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые     затрудняют         понимание          ответа. Допускает более 4 пунктуационных и/или орфографических ошибок.


2

У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа

1


Всего:[5+5=10 баллов]



Похожие публикации:

09 март 2023 За декабрь
09 март 2023 Орыс тілі
09 март 2023 Модо