За октябрь Вариант 3
Вариант № 3 Ф.И.___________________________________________________
Прочитайте статью «Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог» и выполните задания.
Источник: https://baribar.kz/student/23857/biografiya-i-tvorchestvo-akhmeta-baytursynova/
Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог.
Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана.
Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был человеком независимым и гордым, с чувством собственного достоинства, пользовался большим авторитетом у сородичей.
Храбрый и умный человек, он не мирился с произволом в казахских аулах, часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями, умел защищать интересы своих земляков.
Судьба Ахмета была полна лишений и трудностей. Когда мальчику было тринадцать лет, его отца осудили за избиение уездного начальника и сослали в Сибирь. Ахмета, оставшегося беспризорным, один родственников устроил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его с большими трудностями и лишениями, он поехал в Оренбург. После окончания училища Ахмет поступил в четырёхлетнюю учительскую школу, которая находилась в Оренбурге. Эта школа была знаменита тем, что её основал выдающийся казахский просветитель ИбрайАлтынсарин. Одарённый и настойчивый юноша, перебиваясь с хлеба на воду, в 1895 году закончил полный курс обучения. В течение пятнадцати лет он учительствовал в аульных и волостных школах, в русско-казахских училищах города Кустаная, Актюбинского, Каркаралинского уездов. В этот период он написал стихи под названием «Сеятель разума».
Ахмет Байтурсынов одним из первых просветителей Казахстана осознал, что образование принесёт народу ощутимую пользу лишь в условиях свободы и общественных перемен. Широко известны его выступления, разоблачающие произвол местных правителей и колониальную политику царского самодержавия.
В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования.
Ахмет Байтурсынов – один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка. Феномен алфавита Байтурсынова признан на мировом уровне. Его уникальность в том, что букв в нём меньше, чем количество звуков в языке. Для этого учёный убрал двенадцать арабских букв, вносивших путаницу в казахский алфавит. В 1924 году реформа казахской письменности была принята официально. (328 слов)
Задание 1.
Найдите в тексте слова, которые соответствуют данным синонимам.
Все слова находятся в 1-3 абзацах.
А) Литератор, стихотворец _______________________________ [1]
В) Самостоятельный, свободный ______________________________ [1]
C) Не соглашаться, не терпеть ________________________________ [1]
D) Значившийся, слывший _________________________________[1]
E) Нередко, не один раз __________________________________[1]
Задание 2.
Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
Образец: Стоящие на полке книги не прививают тягу к искусству.
Тяга к искусству…..…………….….…..….….…………………...........................................................[1]
Ответ: Тяга к искусству не прививается книгами, которые стоят на полке.
1. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана.
В истории Казахстана…
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
2. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был человеком независимым и гордым, с чувством собственного достоинства, пользовался большим авторитетом у сородичей.
Его отец Байтурсын, который считался…..
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
3. Храбрый и умный человек, он не мирился с произволом в казахских аулах, часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями, умел защищать интересы своих земляков.
Отец Ахмета Байтурсынова был…..
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
4. Когда мальчику было тринадцать лет, его отца осудили за избиение уездного начальника и сослали в Сибирь.
Его отец был осуждён ….
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
5.Ахмета, оставшегося беспризорным, один из родственников устроил в Тургайское русско-казахское училище.
Беспризорный Ахмет был устроен …
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
6. После окончания училища Ахмет поступил в четырёхлетнюю учительскую школу, которая находилась в Оренбурге.
В Оренбурге Ахмет …
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
7.Одарённый и настойчивый юноша, перебиваясь с хлеба на воду, в 1895 году закончил полный курс обучения.
В 1895 году …
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
8.В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции.
Первым редактором ….
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
9. Ахмет Байтурсынов – один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка.
В числе основателей…
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
10.Феномен алфавита Байтурсынова признан на мировом уровне.
Уникальность алфавита …
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________ [1]
Всего: [10+5=15 баллов]
Задание 3 Ответьте на вопросы, не копируя длинных фраз непосредственно из текста.
Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
1. Кто такой А. Байтурсынов?
____________________________________________________________________________________________________ [1]
2. Когда родился Ахмет Байтурсынов?
____________________________________________________________________________________________________ [1]
3. Почему отец А.Байтурсынова пользовался большим авторитетом у сородичей?
____________________________________________________________________________________________________ [1]
4. Как называются ранние стихи А. Байтурсынова?
____________________________________________________________________________________________________ [1]
5. В чём уникальность алфавита Ахмета Байтурсынова?
____________________________________________________________________________________________________ [1]
Всего:[5+5=10 баллов]
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
Схема ответов (Задание 1)
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1 | Поэт | 1 | За каждый правильный ответ присваивается один балл. |
2 | Независимым | 1 | |
3 | Не мирился | 1 | |
4 | Считавшийся | 1 | |
5 | Часто | 1 | |
Всего | 5 |
Всего: [5 баллов]
Схема выставления баллов (Задание 2)
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнитель ная информация |
1 | В истории Казахстана его имя не занимало достойного места, потому что в своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий. | 1 | Принимаются и другие верные формулировки предложений. |
2 | Его отец Байтурсын, который считался потомком народного батыра Умбетая, был человеком независимым и гордым, с чувством собственного достоинства, пользовался большим авторитетом у сородичей. | 1 | |
3 | Отец Ахмета Байтурсынова был храбрым и умным человеком, поэтому не мирился с произволом в казахских аулах, часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями, умел защищать интересы своих земляков | 1 | |
4 | Его отец был осуждёнза избиение уездного начальника и сослан в Сибирь, когда мальчику было тринадцать лет. | 1 | |
5 | Беспризорный Ахмет был устроен одним из родственников в Тургайское русско-казахское училище. | 1 | |
6 | В Оренбурге Ахмет, после окончания училища, поступил в четырёхлетнюю учительскую школу. | 1 | |
7 | В 1895 году, перебиваясь с хлеба на воду, одарённый и настойчивый юноша закончил полный курс обучения. | 1 | |
8 | Первым редактором газеты «Казах», которая была создана по инициативе казахской интеллигенции, в 1913 году становится А.Байтурсынов. | 1 | |
9 | В числе основателей казахского алфавита, который наиболее точно передавал звуки казахского языка, был АхметБайтурсынов. | 1 | |
10 | Уникальность алфавитаБайтурсынова признана на мировом уровне. | 1 | |
Итого: | 10 |
Схема выставления баллов по грамотности
Грамотность | Балл |
Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1негрубой ошибки). | 5 |
Обучающийся с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка. | 4 |
Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Допускает 3-4 пунктуационные и/или орфографические ошибки. | 3 |
Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые и затрудняют понимание ответа. | 2 |
У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа. | 1 |
Всего: [10+5=15 баллов]
Схема выставления баллов (Задание 3)
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1 | …поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. | 1 | Принимаются и другие верные формулировки ответов. |
2 | …28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда. | 1 | |
3 | … потому что был человеком независимым и гордым,умел защищать интересы своих земляк | 1 | |
4 | …«Сеятель разума». | 1 | |
5 | … букв в нём меньше, чем количество звуков. | 1 | |
Всего | 5 |
Схема выставления баллов по грамотности
Грамотность | Балл |
Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1 негрубой ошибки). | 5 |
Обучающийся с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка(возможно допущение1-2 ошибок) | 4 |
Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Допускает 3-4 пунктуационных и/или орфографических ошибок. | 3 |
Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объём словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые затрудняют понимание ответа. Допускает более 4 пунктуационных и/или орфографических ошибок. | 2 |
У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа | 1 |
Всего:[5+5=10 баллов]