задание ИА Вариант 4 (21-22г) » Антон Макаренко атындағы орта мектебі
Жамбыл облысы әкімдігінің білім басқармасы
Тараз қаласының білім бөлімінің
"Антон Макаренко атындағы орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(726-33) 3-20-34
Есепші бөлімі:
+7(726-33) 3-20-34
Нашар көрушілер
нұсқасы
09
март
2023

задание ИА Вариант 4 (21-22г)

Задания и схема выставления баллов

Вариант 4

Текст А

Как бороться с мусором в Казахстане? (Из интервью с экологом)

- «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». С этой фразой я категорически не согласен, я бы ее перефразировал: «Грязно там, где не убирают». Потому что, если приехать, к примеру, в Швейцарию или Канаду, в какой-нибудь зимний регион, где много снега, то там почему-то такие «подснежники», как у нас, не вырастают. Это не экологическая, а больше хозяйственная проблема и решать ее надо на государственном уровне.

- Почему у нас в стране проблема с предприятиями, перерабатывающими отходы?

- Сейчас в нашей стране такие предприятия очень бурно развиваются. В Алматы разве не появились мусорные контейнеры для сортировки мусора: отдельно пластик, стекло и бумага и так далее?

- Да, появились, но они есть не в каждом районе. И люди у нас, к сожалению, не приучены сортировать мусор…

- В области, конечно, изменений в этом направлении мало, но в городах постепенно уже ведутся работы по утилизации мусора и сокращению его количества, хоть пока и очень медленно.

Это стало заметнее, особенно после принятия Закона «О зеленой экономике», и работа по переработке отходов активно расширяется.

- Есть два старых способа решения проблемы мусора: первый - запрещать и наказывать, например, во многих странах запрещают раздавать бесплатные полиэтиленовые пакеты. А второй - это экономически стимулировать переработку мусора, использовать вторичное сырье, внедрять бумажную упаковку и так далее.


Текст Б

Текст из блога

С каждым днем экологическая обстановка в Казахстане все хуже, а разговоры об этом все чаще звучат не только в узких кругах.

Удушающий смог в Нур-Султане и Алматы, мор рыбы на Урале, черный снег в Темиртау, вредные выбросы в Усть-Каменогорске, высыхание Аральского моря — все это системные проблемы, которые влияют на нашу жизнь.

Однако в Казахстане появляется все больше тех, кто помогает природе своим образом жизни и ежедневной, что называется, экофрендли-рутиной.

Что делают в Казахстане, чтобы спасти планету? В стране потихоньку набирает популярность плоггинг — синтез пробежки и уборки мусора на улицах. Прошлой весной более 400 человек выбежали на улицы столицы и заодно собрали выброшенные бумажки, бутылки, окурки и прочий мусор, который люди не стесняются бросать на землю.

Постепенно Казахстан отказывается и от массовых запусков воздушных шаров. Экологи давно призывают людей отказывать себе в этом развлечении — это приводит к гибели животных и морских обитателей.

Особенно этот вопрос касается школ, ведь запуск шаров — извечная забава выпускников. Но вот, например, в позапрошлом году 5 870 выпускников школ столицы отказались от привычной традиции запуска шаров в небо.

В некоторых кофейнях заботящиеся о природе могут не только улучшить экологию, но еще и сэкономить деньги. Дело в том, что все чаще заведения подхватывают модный и при этом полезный тренд — делать скидки или подарки тем, кто приходит за своим кофе со своей термокружкой, игнорируя пластиковые и бумажные стаканчики. Так что каждый из нас может внести свой вклад в решение проблем экологии.




Задание.

Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала на тему 

«Решение проблемы мусора: забота государства или дело каждого жителя планеты?»


 [20]


 



Схема выставления баллов

Коммуникативность

Языковая компетентность

9-10 баллов

  • Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.
  • Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля

9-10 баллов

  • Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).
  • Язык грамотный, без ошибок

7-8 баллов

  • Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.
  • Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля

7-8 баллов

  • Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.
  • Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками

5-6 баллов

  • Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.
  • Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

5-6 баллов

  • Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой. 
  • Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено

3-4 балла

  • Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.
  • Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

3-4 балла

  • Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.
  • Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание

1-2 балла

  • Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.


  • Недостаточная по объему или бессвязная работа


1-2 балла

  • Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.


  • Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен